Синдром навязчивых движений у детей

Синдром навязчивых движений у детей

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Ногти

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Читать статью  Термоневроз у взрослых и детей: симптомы и лечение

Пальцы

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Волнение

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Улыбка

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Читать статью  Как лечить неврастению

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Системные неврозы у наших детей: как вовремя выявить и помочь ребенку

невроз у детей

В медицинской практике специалистам все чаще приходится сталкиваться с детскими неврозами. Они могут проявляться в самом различном возрасте в том случае, если этому будет благоприятствовать соответствующая атмосфера в окружающей среде ребенка.

Немаловажное значение при этом играет особенность нервной системы малыша, тип его характера и темперамента.

Диагностировать невроз у младенца не реально, так как маленький ребенок самостоятельно не может описывать все свои страхи, опасения и тревоги. Поставить правильный диагноз у малыша, возможно только начиная с 2 летнего возраста.

В медицинской терминологии под детским неврозом понимают различные реакции личности (длительного или кратковременного проявления) в ответ на полученную психологическую травму или внезапно произошедшую ситуацию. Проявляется невроз с возрастом и степень его тяжести зависит от вида травмы, которую ранее получил ребенок.

Причины проявления детского невроза

Спровоцировать детский невроз могут самые различные факторы. Среди них особое внимание отдается следующим:

  1. Тяжелое течение беременности. Когда женщина много нервничает и волнуется, в ее организме происходит выработка адреналина, что негативным образом отражается на состоянии сосудов малыша. При этом, страдает и головной мозг, ведь к нему не поступает достаточное количество кислорода.
  2. После рождения молодая мама уделяет слишком мало времени грудному ребенку (до 1 года). Именно эта причина в большинстве случаев вызывает невроз у малыша. По той причине, что мать не дает ребенку своего внимания, тепла и любви и малыша с раннего периода начинает формироваться психологический дискомфорт, что в скором времени приведет к проявлению тревожных симптомов невроза. Врачи рекомендуют чаще держать новорожденных на руках, читать им сказки перед сном и просто разговаривать.
  3. Гиперопека родителей. Из-за того, что родители сильно ограждают ребенка от окружающего мира, ему довольно тяжело вписаться в

родители сорятся

Разновидности невротических состояний

В зависимости от проявляющейся симптоматики детские неврозы подразделяются на такие виды:

  1. Детские страхи (внезапно проявляющиеся приступы страха и тревоги у ребенка, длительность их может колебаться от нескольких секунд до 30 минут). Ребенок в таком случае очень боится оставаться один, так как его преследуют разные фантастические субъекты, придуманные в собственной голове.
  2. Невроз навязчивых состояний. Его классифицируют в нескольких формах: Обессивный (необъяснимые навязчивые поступки). Фобический (боязнь закрытого помещения).
  3. Невротическая депрессия в большинстве случаев диагностируется у подростков.
  4. Невроз истерический может проявиться в дошкольном возрасте, проявляется частым плачем и криками ребенка.
  5. Астеническая неврастения. У ребенка наблюдается капризное состояние, он часто плачет, вспыляет по пустякам и большую часть времени сильно раздражен.
  6. Невроз ипохондрический диагностируется у подростков, при своевременном обнаружении проблемы, эффективно поддается лечению.

Проявляющаяся симптоматика

Симптомы неврозов у детей делятся на несколько групп.

Общие признаки заболевания

Симптоматика детского невроза проявляется в психопатическим и соматическим характером. В первом случае наблюдается такая картина симптомов:

  • нерешительность;
  • неуверенность в своих действиях и поступках;

чувство тревоги

Соматическая оценка

Симптомы соматического характера проявляются следующим образом:

  • частые боли, возникающие в области сердца;
  • обильное выделение пота;
  • тремор верхних и нижних конечностей;
  • развитие вегето-сосудистой дистонии;
  • низкое артериальное давление;
  • потери сознания, обмороки;
  • появляются психалгии (боли, которые на самом деле не существуют).

Симптоматика в зависимости от разновидности невроза

Симптомы так же проявляются в зависимости от поставленного диагноза

Невроз истерический проявляется такими признаками:

истерия у ребенка

  • постоянная раздражительность;
  • неадекватное поведение;
  • развивается гипотония;
  • необъяснимые и непредсказуемые движения;
  • психический аффективный припадок (ребенок кричит, может упасть на пол и бить по нему руками и ногами);
  • попытки навредить себе (с целью привлечь внимание взрослых).

Невроз ипохондрический проявляется такой симптоматикой:

  • частые истерики;
  • постоянный страх того, что человека присутствует какое-либо опасное заболевание;
  • тревога;
  • смена настроения;
  • необъяснимые действия.

Депрессивный невроз характеризуется такими признаками:

  • пропадает желание выполнять какую-либо деятельность (учиться, помогать по дому);
  • чувство брошенности и ненужности;
  • тоска;
  • упадок настроения;
  • комплекс неполноценности;
  • развитие гипотонии;
  • заторможенность;
  • дисфункция органов половой системы.

Неврастения имеет следующий ряд симптомов:

  • сильная раздражительность;
  • уменьшение умственной активности;
  • снижение работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное чувство слабости и вялости;
  • развитие астенического синдрома.

Невроз страха характеризуется такими проявлениями:

Невроз страха

  • постоянное чувство страха, даже при присутствии рядом кого-то из взрослых;
  • панические атаки;
  • истерика;
  • длительный плач;
  • тремор в руках и ногах;
  • учащенное сердцебиение.

Невроз навязчивых состояний проявляется выражением таких признаков:

  • вздрагивание всего тела;
  • моргание одним или обоими глазами;
  • внезапный поворот шеи;
  • длительное шморгание носом;
  • учащенные движения нижними конечностями;
  • удары по столу руками;
  • чувство тревоги и напряженности.

Обследование и диагностика

Для того, чтобы лечение дало желаемый результат невроз у ребенка необходимо диагностировать как можно раньше, так как болезнь на начальных стадиях достаточно легко подается лечению. Диагностирование состоит из нескольких частей:

  • тщательный психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ родительских отношений, а так же отношений ребенка с его сверстниками;
  • беседы с ребенком, которые можно проводить в игровой форме для выяснения интересующих врача вопросов;
  • наблюдение за реакцией ребенка в момент игры;
  • анализ рисунков малыша, который позволит установить его настроение, понять чувства и эмоции;
  • обследование самих родителей (при необходимости бабушек и дедушек);
  • составление плана реабилитации малыша совместно с родителями.

Только после данных мероприятий начинается активная работа психолога с малышом и его близкими.

Грамотное решение проблемы

Арттерапия

Основой лечения детского невроза считается психотерапия.

Необходимо понимать, что самостоятельное лечение может привести к необратимым негативным последствиям, поэтому весь курс лечения в обязательном порядке должен проводить квалифицированный специалист.

Психотерапевтические занятия включают в себя следующие методы терапии:

  1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с малышом и родителями.
  2. Осуществление ролевых игр, которые позволяют ребенку преодолеть все тревожащие его ситуации.
  3. Арттерапия (составление психологического портрета ребенка по его рисунку).
  4. Для подростков целесообразно применять гипноз или аутогенную тренировку (внушение).

Применять медикаменты в ходе лечения не обязательно. Однако, если специалист посчитает это необходимым, он должен тщательно расписать курс лечения.

Отменять или увеличивать дозу средств самостоятельно категорически запрещается!

К дополнительным методам борьбы с детским неврозом можно отнести:

  • аромотерапию;
  • гипноз;
  • лечебные ванны;
  • аутотренинги.

Только после того, как полностью устранены психогенные факторы, вызывающие невроз у ребенка можно прибегать к терапии, которая позволит избавиться от соматических состояний. Основными вариантами лечения при этом являются:

  • посещение лечебных и профилактических лечебных санаториев на природе;
  • применение физиотерапии;
  • водные мероприятия (например, массаж);
  • расслабляющий массаж;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК (легкая гимнастика, пешие прогулки на свежем воздухе);
  • фитотерапия;
  • медикаментозный сон.

Профилактические мероприятия

Профилактика развития детского невроза заключается вовсе не в использовании фармацевтических препаратов. Данные мероприятия очень просты, поэтому каждому родителю будет под силу их выполнять. К ним относятся:

    Соблюдение режима бодрствования и сна. В зависимости от возраста малыша необходимо давать ему возможность играть и спать

детки играют в мяч

Игнорирование проявляющихся симптомов неврозов может существенным образом отразиться на дальнейшем состоянии здоровья ребенка (психическом и физиологическом).

Именно поэтому каждому родителю стоит максимально уделять внимания и времени своему чаду и понимать, что проявление нестандартного поведения может не всегда свидетельствовать о капризах малыша, а сигнализировать о наличии заболевания!

Источник https://cdc-nv.ru/articles/nevrologiya/16991-sindrom-navyazchivykh-dvizhenij-u-detej.html

Источник https://karpov-clinic.ru/articles/nevrologiya/10497-simptomy-i-lechenie-nevroza-u-detey-raznovidnosti.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *